Блог про интернет-маркетинг, развитие бизнеса в Интернете и внедрение Интернета в бизнес  
Здесь обсуждаются создание сайтов, способы их развития, технологии интернет-маркетинга, анализ эффективности, проблемы и возможности внедрения Интернета в бизнес глазами специалистов Интернет-агентства "Артус".
  RSS  
 

Государственные тендеры на создание сайтов и их поддержку

Дата публикации 12 августа, 2009
В метках Государство и Интернет, Электронное правительство и Интернет-сайты | комментарии: 24

Сегодня мы открываем новый раздел на нашем блоге: «Государственные тендеры на создание сайтов и их поддержку».

Лет пять назад наша компания приняла решение не участвовать в тендерах на разработку сайтов государственных организаций. Мы видели, кто выигрывает тендеры, как они их выигрывают, и что они потом делают. Поэтому мы не хотели впустую тратить время и отдали предпочтение коммерческим проектам, где в большинстве случаев решение о победителях принимается на основании рыночных механизмов и реальной конкуренции.

В начале лета этого года мы пересмотрели своё решение. Связано это с тем, что государство озадачилось необходимостью эффективного использования Интернета органами государственной власти. Сам Президент России требует прозрачности тендеров, контроля за их проведением, эффективности в расходовании средств и использования передовых технологий в управлении государством. Мы идеалисты и хотим верить, что это не просто слова и наша верховная власть будет последовательно добиваться этих целей. Мы отлично понимаем, что в один день всё не поменяется, и хотим помочь в этом благородном и нужном нашей стране деле.

В нашем блоге мы будем рассказывать о происходящих тендерах. Выявлять явные злоупотребления, нечестную игру, прожектёрские проекты, абсурдные условия, дилетантство и непрофессионализм организаторов.

С начала лета мы очень внимательно следим за всеми гостендерами, о которых сообщают на сайте zakupki.gov.ru по нашей тематике (создание сайтов госорганизаций и информационных ресурсов).

Первое, что бросается в глаза, – это большая активность, с которой министерства и ведомства откликнулись на призыв Дмитрия Медведева и решили срочно переделать свои сайты. Некоторые делают дополнительные ресурсы под разные направления или информационные порталы. Вроде бы здорово, но есть нюансы!

Специфика и проблемы государственных тендеров в России

Специфика государственных тендеров.

  1.  Участие в государственных тендерах – очень затратный и сложный процесс для подрядчиков. Многие индивидуальные условия тендеров выглядят абсурдно и создают искусственные ограничения для равной конкуренции. Некоторые победители тендеров на создание сайтов вызывают, мягко говоря, удивление. У нас уже есть несколько примеров, о которых мы напишем в ближайших постах.
  2. Начальные цены контрактов очень привлекательны для подрядчиков. Даже учитывая, что по итогам конкурса стоимость на многих тендерах серьёзно опускается, привлекательность этих проектов превосходит проекты коммерческих организаций. Это очень хорошо видно сейчас, на фоне экономического кризиса, когда все коммерческие организации пытаются сильно экономить.
  3. Цели всех проектов очень сильно размыты. Отсутствие конкретных целей, подробного описания задач, которые заказчики хотят решить с помощью Интернета, а самое главное – чётких критериев достижимости поставленных целей, делает эти проекты чистой формальностью. Невозможно оценить и понять, чем новый сайт будет лучше старого, и какую полезность получит заказчик.

Для примера несколько целей из последних тендеров:

  1. Целью работы является повышение уровня информационной прозрачности и открытости для общества YYYY , в том числе обеспечение максимального расширения объема информации о деятельности, предоставляемой гражданам, обеспечение дальнейшего повышения скорости и удобства обновления информации на официальном Интернет-сайте.
  2. Разработка специального программного обеспечения открытого информационного ресурса для размещения в сети Интернет информации о состоянии …..постоянное функционирование в сети Интернет национального сайта "ХХХХХ" для размещения информации о состоянии ….

Такими целями ответственные исполнители снимают с себя всю ответственность за потраченные бюджетные деньги. Для них главное – отчитаться за проделанную работу и потраченные деньги, результатом для них является любой созданный сайт. Под такие цели подойдёт даже старый сайт, так что можно его не переделывать, в некоторых случаях это был бы самый разумный вариант.

Причины могут быть разные:

  • Некомпетентность руководителей, которые ставят задачи. Нет чёткого понимания, для чего они это делают, какие задачи они могут решить в Интернете, как Интернет может оптимизировать их деятельность.
  •  Отсутствие мотиваций в решении конкретных задач по увеличению прозрачности или оптимизации определённых процессов в своих ведомствах. Ещё хуже демотивация, связанная с личными интересами.
  • Нежелание брать на себя ответственность, боязнь не справиться и потерять своё место. Нам сказали, мы и делаем, а что от этого нет полезности, так в этом виновата российская специфика или исполнители.

Главной проблемой государственных заказчиков я считаю отсутствие ответственности исполнителей за эффективное расходование бюджетных денег по конкретным проектам. Коммерческий бизнес себе такого позволить не может, тем более сейчас, в условиях жёсткой конкуренции.

Для того чтобы государство эффективно использовало бюджетные ресурсы и Интернет помогал решать реальные проблемы, необходима ответственность руководителей за конечный результат. Это возможно только с определением критериев, по которым будет оцениваться этот результат.

Основными целями государственных организаций в Интернете могут быть:

  • Информирование граждан об их деятельности, прозрачность работы организаций и их руководителей.
  • Борьба с коррупцией и бюрократизмом.
  • Сокращение издержек и увеличение эффективности работы
  • Формирование общественного сознания и идеологии.

Примеры задач, которые могут решаться в Интернете:

  • Доступность и обратная связь с народом. Сокращение времени и стоимости получения и обработки жалоб населения.
  • Автоматизация процессов оформления различных документов, подачи информации или запросов. Этот позволит сократить трудоёмкость, сроки, очереди и бюрократизм при оформлении документов.
  • Облегчить доступ к различным открытым базам данных и знаний.
  • Популяризация духовных ценностей, развитие патриотизма, формирование идеологии.
  • Поиск новых сотрудников
  • Проведение социологических исследований.

Заключение

Конечно, трудно сформулировать общие задачи для всех ведомств. У каждой организации могут быть свои специфические цели. Но для большинства задач можно подобрать количественные критерии их выполнения. Например, выполнение первой задачи можно оценить по увеличению числа обработанных жалоб и быстроте реагирования на них. Критерием выполнения второй задачи является сокращение времени оформления документов и упрощение процедуры выдачи документов. При оформлении многих документов приходится стоять в очередях, чтобы сдать документы, потом, чтобы получить. Современные технологии позволяют заполнять заявки на сайте, а документы присылать в отсканированном виде. Критерием выполнения третьей задачи является объем документов и других материалов (например, фотографий, видеороликов), находящихся в открытом доступе. Труднее всего поддается формализации 4-я задача. Сложно объективно измерить результаты идеологической работы. Изменения, если они и будут, станут заметны только через много лет. И, наконец, остаются проблемы, которые никакой сайт не решит. Жалобы будут поступать быстрее, но реагировать на них будут те же чиновники, что и сейчас. Но это уже тема для отдельной статьи.

Сегодня я позволил себе обобщённо пофилософствовать над решением глобальных проблем, связанных с государственными тендерами. Может быть, у меня это не очень хорошо получилось. Извините, зато откровенно. В следующих наших постах мы будем обсуждать конкретные тендеры, организации и факты.

Мы, Интернет-агентство «Артус», готовы бесплатно помочь государственным организациям и их сотрудникам по вопросам эффективного использования Интернета. Подробнее об этом читайте здесь.

Евгений Лернер,
общее руководство интернет-агентством “Artus”

При цитировании материалов ссылка на blog.artus.ru обязательна. Для интернет-сайтов обязательна гиперссылка Корпоративный блог Интернет-агентства Artus

Интересные статьи на ту же тему:
Создание сайтов публичных компаний. Что там сложного? И почему очень дорого?
Как внедрить Интернет в бизнес компании?

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога через RSS. Удобнее всего следить за новыми записями на блоге через Google Reader. Рекомендуем.

Комментарии

Комментарии: 24 на “Государственные тендеры на создание сайтов и их поддержку”

  1. Андрей 13 августа, 2009 16:31

    Как вы считаете ваша компания в случае равноправных условий для всех какое количество тендеров смогла бы выиграть?

  2. Евгений Лернер 17 августа, 2009 13:05

    Ваш вопрос очень риторический и я не могу даже предположить, сколько бы мы выиграли.
    Мы считаем себя супер конкурентоспособными в создание сайтов их развитие и поддержке. Судя по техническим заданиям тендеров и работ, которые в результате получились, мы бы сделали не хуже. А в подавляющем большинстве намного лучше, с точки зрения полезности и эффективности для их заказчиков. Но нужно понимать, что существует огромное количество разных факторов, которые накладывают определённые ограничения на целесообразность нашего участия в тендерах. С нашей стороны это свободные ресурсы и наши возможности. Со стороны заказчика условия тендера, которые с одной стороны для всех одинаковые, но часто не приемлемы для конкретных участников. Многие из этих условий не обязательны и не критичны для решения поставленных задач, так же они не гарантируют высокого качества выполняемых работ, но позволяют убирать ненужных, возможных участников. Мы будем об этом рассказывать на конкретных примерах.
    Для себя мы видим целесообразным планировать в каком количестве тендеров можем участвовать единовременно и сколько проектов готовы взять в работу. Например, сейчас в наших планах получить и выполнить один, два заказа до конца года. Поэтому сейчас мы тщательно выбираем тендеры, в которых будем участвовать.

  3. unknown 24 августа, 2009 16:26

    Вы хотите сказать, что участвовали хоть в каком-то тендере? Вы даже не знаете что это такое, не имеете понятия о конкурсах и конкурсной документации. у вас нет ни одной лицензии. вы не удовлетворяете ни одному конкурсному требованию

  4. Евгений Лернер 24 августа, 2009 17:44

    Вы хотите сказать, что участвовали хоть в каком-то тендере?

    В 2003 году мы принанимали участие в двух тендарах, после чего и было принято решение не участвовать.
    В этом году, мы пробно поучаствовали в тендере «разработка технического задания на создание новой версии сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в сети Интернет» http://zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=356516

    Вы даже не знаете что это такое, не имеете понятия о конкурсах и конкурсной документации.

    Мы как раз сейчас их и изучаем, у нас огромное количество вопросов, которые мы обязательно и будем обсуждать у себя на блоге. Поэтому, если Вы себя считаете большим специалистом государственных тендеров и конкурсов, просим Вас поучаствовать в этих обсуждениях. Только если можно зарегистрируйтесь (можно анонимно) и больше конкретики, чтобы не быть голословным:
    у вас нет ни одной лицензии. вы не удовлетворяете ни одному конкурсному требованию

    Каких лицензий и каким конкурсным требованиям?

  5. Соколов Михаил. 25 августа, 2009 1:48

    Задачи коммерческих организаций и бюджетных при создании сайтов сильно отличаются. У коммерческих основная мотивация получение полезности. У бюджетных — это показуха, гдавное отчитатся что они всё сделали и личные корыстные интересы исполнителей. Деньги которые они тратят всё равно не свои, а государственные, поэтому не жалко. Отсюда и результат.

  6. unknown 25 августа, 2009 11:52

    Конкурс, о котором идет речь — это разработка технической документации, а не создание и уж тем более не продвижение. Госзаказчикам вообще крайне редко требуется продвижение, как правило это только соцпроекты.
    Разработкой документации занимаются те компании, которые в дальнейшем планируют получить заказ на разработку самой системы, соответственно они сами под себя пишут и требования и критерии(само собой это происходит негласно), как правило пытаются впихнуть загагулистые лицензии (типа право на работу с гостайной и т.п.). Или как вариант подобные конкурсы открываются в конце года, примерно с сентября, чтобы освоить отсавшиеся бюджетные деньги. и уж само собой не без выгоды обеим сторонам.

  7. unknown 25 августа, 2009 12:02

    в догонку.
    Критерий:
    Наличие сертифицированных специалистов
    Требуются специалисты в облисти Oracle или Lotus Notes или MySQL или PostgreSQL. насколько я понял изучив ваши работы вы не подходите не по одному из требований, т.к. используете в своих проектах весьма древнюю технологию active server page и MSSQL.

    У вас есть сертификаты системы менеджмента качества применительно к проектированию и разработке автоматизированных систем?
    если есть, то почему нет упоминания об этом на вашем сайте?

  8. Алексей Соболев 25 августа, 2009 18:35

    Уважаемый мистер Неизвестность:)
    В нашей компании есть сертифицированные специалисты по ряду областей и есть некоторые методики и опыт. И если посмотреть по ссылке Евгения протоколы, там видно, что по всем перечисленным Вами критериям мы набрали много баллов. 17,5 из 20 возможных в сумме — лучше только у 2-х компаний из 24.

    По Ораклу специалистов у нас нет, Вы правы. Но мы искренне считаем, что во многих случаях не имеет смысл применять Оракл в тех разработках, которые ведутся. Такая мощная СУБД зачастую вредит проекту. И даже наличие на ней внутренних решений заказчика никаким образом не значит, что именно эта СУБД должна быть применена в неком web-решении. Но это уже частности, которые интересно обсудить в будущем и мы Вас приглашаем подключиться к обсуждению. Ваше мнение, как мнение профессионала, нам очень интересно!

    Кстати, как Вы охаректирезуете результаты тендера на разработку документации к сайту Госдумы? В конкурсной документации 80% отдавалось цене и лишь 20% — интегрированному показателю качества, в котором были и лицензии, и опыт крупных проектов, и сертификаты специалистов. Выиграла тендер компания Симфософт, у которой стояла низкая цена. Если это та компания, которая и будет выполнять проект и которая должна была победить, то немного удивляет, что у них не очень высокий показатель качества. Более того, по критерию «Обеспечение качества работы на основе утвержденных стандартов и технических условий» они вообще получили нуль. А фирма, которая стала второй в списке (если Симфософт откажется) вообще набрала почти меньше всех баллов по качеству, но дала самую низкую цену. Это не совсем вяжется с Вашей идеей о том, что выигрывает такой конкурс по разработке документации либо известный исполнитель проекта, либо в госструктурах пытаются «слить» деньги в конце года (с таким бюджетом как у победителя особо денег не сольешь). Как Вы думаете, почему такой победитель?

  9. unknown 26 августа, 2009 14:45

    Увадажемы мистер Соболев,

    Сколько вы набрали баллов, заняв при этом не первое место никому не интересно, это не забег на стометровку, где по времени можно судить о силе соперников. Оценка качества весьма субъективная операция, позволяющая манипулировать участниками конкурсов, вам могли поставить и все 20 баллов из 20 возможных, знаю точно, что вы не займете 1-е место. и в тоже время вам могли поставить 0 баллов, если бы вы выходили по цене на первое место, тем самым оттеснив вас на 2-е или 3-е место. Это я, конечно же, не про конкретно этот конкурс говорю =).

    если вы отследите связь между Симфософт и Направление РУ, посмотрите что и когда выигрывали эти компании, когда они образованы, что там за люди работают, то возможно вы поймете, что у симсофта перед вами было ограмное преимущество.

    По поводу СУБД трудно с Вами согласиться, что такая мощная система вредит проекту. Это, конечно же, полный бред. Проекту вредят неквалифицированные люди, которые не умеют пользоваться инструментарием.
    Наличие уже готовых решений у заказчика конечно же не говорит о том, что именно эта СУБД должна использоваться в проекте, но если заказчик требует именно Oracle, то это уже о чем-то Вам должно говорить.
    Как менеджер, Вы должны понимать, что любое решение связано не только с желаниями исполнителя, но и требованиями заказчика. Использование еще одной СУБД означает затраты на лицензии, на специалистов поддержки.

  10. Евгений Лернер 27 августа, 2009 17:42

    Unknown, у Вас хорошая осведомленность по тендерам Госдумы. Теперь, я даже догадываюсь кто Вы, не знаю только мисс или миссис? Не понимаю, почему такая анонимность, боитесь, что это может повлиять на Ваше участие в многочисленных тендарах?
    Про аффелированность двух компаний учувствовавших в тендере, мы отлично знаем и обязательно напишем, чуть позже (нет времени). Так же мы наблюдаем за очень удивительным тендером http://zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=439404 , в котором сразу понятен победитель.
    Я отлично понимаю Ваш скептицизм относительно наших возможностей выигрывать государственные тендеры при существующих условиях, но я хочу верить, что со временем условия будут меняться. И мы будем работать в этом направление.
    Екатерина, как Вы думаете, можно сделать мир лучше?
    Кстати, отменили результаты тендера по сайту «Пожарная Безопасность». Даже протоколы скрыли. Не знаете почему?

  11. Алексей Соболев 28 августа, 2009 11:30

    2 unknown
    Хорошо, что Вы признаете, что манипулирование критериями при выборе победителя существует:) Что касается Оракла и т.п. технических вопросов, то без обсуждения реальных примеров разговор беспредметный.

    Но во всей этой ситуации с выборами победителя, с теми или иными техническими решениями существует один беспорный критерий, который все расставляет на свои места. Этот критерий — качество конечного результата. Безусловно, критерии этого качества могут быть очень разными. Но тем интересней будет посмотреть на результаты работ победителей по некоторым тендерам.

  12. unknown 28 августа, 2009 17:30

    TO: Евгений Лернер
    Да, всем нам хочется сделать мир лучше, но некоторые видят эту проблему не в контексте государства, а в контексте личных благ, желая сделать мир лучше для себя. Но это проблема не только нашего государства.
    За тендерами нужно не наблюдать, а подаваться. Многие тендеры делятся на «свои» и «чужие», но бывает такое, что неизвестная компания выигрывает чужой конкурс, правда очень редко. Только учитывать еще нужно свои расходы, ведь конкурсную документацию пишут люди, им нужно платить зп, а подаваться в холостую — деньги на ветер.Желательно иметь хотя бы 20-40% попаданий, чтобы выходить в ноль.

    Да, я не анонимен. это мой ник, в блоге этого вполне достаточно. да и трудно быть анонимным в интернете, практически не реально.

    TO: Соболев
    Критерий, о котором Вы говорите не стоит ровным счетом ничего. Порой сдаются работы «формально». Основной принцип такой сдачи — соответствие итоговой документации тому, что было прописано в заявке, а работает ваш сайт или какая другая система или не работает — никого не волнует. Вспомните несколько лет назад проблему с печатью акцизных марок или, кто ездит на машине, может сказать сколько ему пришло штрафов по почте от хваленых вездесущих видеокамер. реально камеры автофиксации работают только в двух местах, да я больше чем уверен, что там просто сидят специально обученные люди и руками оформляют штрафы. А Вы говорите РЕЗУЛЬТАТ. Результат не важен, главное сумма контракта и некие «накладные расходы»(ясно что имеется ввиду). Да и о каком результате можно говорить, если госзаказчик обязан в конце года закрыть контракт\этап, если не хочет получить урезание бюджета на след год.

  13. unknown 28 августа, 2009 17:35

    TO: Евгений Лернер
    Да интересный конкурс. Как Вы думаете, кто будет победителем? =)

  14. Алексей Соболев 31 августа, 2009 16:38

    2 unknown
    Я не говорю про отношение к результату заказчиков тендера. Я говорю о том, что лично я, как недавний стронний наблюдатель за такими тендерами, буду с интересом смотреть не на процесс, а на результат. И именно он для меня станет критерием оценки как разработчика, так и заказчика.

    Смотря на уровень оформления документации, сроки, отведеные на работы и другие параметры, я понимаю, что результат скорее всего будет именно такой, о котором Вы говорите. Ну так об этом и статьи в нашем блоге:)

  15. unknown 31 августа, 2009 17:39

    сторонний наблюдатель не имеет шанса увидеть результата систем, предназначенных для внутреннего пользования, включаю ТЗ, КД, ПМИ и т.п. вещи.

  16. Алексей Соболев 31 августа, 2009 18:22

    Ну так мне достаточно посмотреть на системы, которые делаются для общего пользования. Их сейчас немало государство заказывает.

    А вообще очень жаль, что нет у нашего государства рычагов и механизмов приемки результата работ подрядчиков по критериям реальной пользы от проекта.

  17. Виталий 18 декабря, 2009 2:30

    Спасибо, очень смешно!!!

    Наивность автора реально поражает. Что вы хотите при себестоимости ЛЮБОГО сайта 20к руб?
    А если вы знаете умные слова такие как «цели и задачи» и даже «экономическая эффективность» так это вам к бизнесу, гос. органы этого просто никогда не поймут, не тот взгляд на вещи. А разводить нытье в интернете реально глупо хотите бороться идите в суд, может там повезёт.

  18. Евгений Лернер 18 декабря, 2009 12:23

    Спасибо Виталий, за Вашу точку зрения. У нас она другая.

    Эффективное решение тех «целей и задач», которые стоят перед нашим государством, стоит не 20к руб., а гораздо дороже. Жаль, что огромные бюджетные деньги уходят не на их решения. Но мы искренни верим, что рано или поздно даже наше государство будет вынужденно поменять сложившеюся систему

  19. DM 1 апреля, 2010 14:42

    Для продолжения темы — http://www.compromat.ru/page_28681.htm

  20. Сергей 12 января, 2011 18:38

    А сколько по Вашему будет стоить сопровождеение данного сайта в течение года?
    ТЗ могу присласть

  21. Сергей 12 января, 2011 18:39
  22. Евгений Лернер 13 января, 2011 12:42

    Сергей, а где можно посмотреть ТЗ, скинте ссылку или пришлите на 5@678.РУ.
    У меня вопрос, это уже новый сайт МО, который они заказывали в августе?

  23. Ксения 9 февраля, 2012 16:45

    Здравствуйте. Как вы думаете есть ли шансы выигрывать гос тендеры новичкам, но с хорошими проектами? И если да, то , какие ошибки не стоит допускать студиям при участии или какие нюансы нужно учитывать?

  24. Евгений Лернер 10 февраля, 2012 14:43

    Ксения, уже два года как мы потеряли всякий интерес к гостендерам. Пробуйте, может быть сейчас что-то поменялось. Начните с мелких региональных.

Подпишитесь на новые комментарии, через RSS.

правила комментирования

  1. Запрещены оскорбительные и необоснованные высказывания в адрес собеседников.
  2. Запрещено умышленно подписываться чужим именем (человека, который присутствует в блоге).
  3. Запрещено использовать ники, созданные из ключевых слов для SEO, в сочетании с URL сайтов аналогичного написания.
  4. По умолчанию запрещены ссылки в теле комментариев. Комментарий может быть отредактирован на первый раз (ссылка удалена), на второй раз комментарий удаляется целиком.
  5. Запрещены искусственные “комментарии”, созданные подряд в разных статьях с интервалом менее 2 минут.
  6. За любое нарушение пп. 1-5 комментарии удаляются без объяснения причин, пользователю делается предупреждение.
  7. Комментарии, не относящиеся к теме статьи (оффтоп), могут быть удалены.
  8. За систематическое нарушение правил (3 и более раз) пользователь банится.

Оставьте свой ответ




IT специалисты PR SEO web-дизайн Интернет-маркетинг Техническая поддержка сайтов ЦА банки баннерная реклама бюджет интернет-проекта веб-дизайн дизайн сайтов заказ сайта заказчик затраты на привлечение клиента интернет-маркетолог интернет-проект интернет-специалисты ключевые показатели эффективности конверсия посетителей сайта контекстная реклама контент корпоративный сайт маркетинговая поддержка нужен сайт подбор персонала поисковая оптимизация продажи продвижение сайта разработка сайтов сайты банков сайты на заказ сколько стоит сайт социальные сети стоимость создания сайта тендер финансовый кризис целевая аудитория цели и задачи сайта цены на сайты экономический кризис электронные госуслуги электронный документооборот эффективность рекламной компании эффективность сайта
 
  © Блог про интернет-маркетинг, развитие бизнеса в Интернете и внедрение Интернета в бизнес, 2007-2008. Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100