Блог про интернет-маркетинг, развитие бизнеса в Интернете и внедрение Интернета в бизнес  
Здесь обсуждаются создание сайтов, способы их развития, технологии интернет-маркетинга, анализ эффективности, проблемы и возможности внедрения Интернета в бизнес глазами специалистов Интернет-агентства "Артус".
  RSS  
 

Кто есть кто на рынке труда отрасли Интернет технологий: взгляд изнутри

Дата публикации 22 октября, 2007
В метках Директорам и топ-менеджерам, События и практика | комментарии: 4

Уже более года мы внимательно наблюдаем за вакансиями специалистов в области Интернет технологий. За это время на рынке труда более чем в два раза выросли зарплаты и количество самих предложений. Если год назад зарплата на должности Интернет-маркетолог или менеджер интернет-проектов составляла 1000 долларов, то сейчас предложения на рынке труда колеблются от 2000 долларов до 4000. То же самое происходит с программистами, дизайнерами, копирайтерами и т.д.

Сегодня практически все коммерческие компании поняли, что интернет можно и нужно использовать для развития бизнеса. И все хотят добиться максимальной отдачи, опередить конкурентов, расширить число каналов продаж. А это влечет за собой потребность в квалифицированной рабочей силе. Но профессионалов на российском рынке труда не так много – спрос на них существенно превышает предложение. Найти действительно толкового, вменяемого специалиста очень трудно. И такая ситуация бьет не только по интернет-агентствам. Как не странно, еще больнее она бьет по их заказчикам. Т.е. по обыкновенным компаниям.  

Наша отрасль очень молода - нет ни учебных институтов, которые готовили бы квалифицированных специалистов, ни наработанных технологий, которые могли бы гарантировать успех проекта в интернете. Поэтому на рынке труда есть только люди, у которых имеется собственный небольшой практический опыт, иногда в очень узкой области интернет-технологий или интернет-маркетинга. При этом те немногие, кто действительно чего-то добился и научился, пытаются создавать свой собственный бизнес. Если он успешен, их не переманить ни в интернет-агентство, ни в компанию, являющуюся потребителем услуг интернет-агентств. Так что даже за большие деньги выбор специалистов на рынке труда очень мал.

Мы, как интернет-агентство "Артус", также испытываем трудности с подбором кадров. Из-за роста нашей компании - как качественного, так и количественного - нам постоянно требуются новые сотрудники. В месяц наш менеджер по персоналу проводит до 70 собеседований. 95% кандидатов отсеиваются сразу. На испытательный срок в компанию попадает не более 3 человек в месяц. При этом это линейные сотрудники. А найти руководителя направления просто не реально. Можно только вырастить руководителя из числа собственных сотрудников, что сложно и долго.

Самое интересное, что с запросами на зарплату как 1000 долларов месяц,  так и  2000 долларов приходят одни и те же соискатели. Как правило, данные кандидаты  имеют поверхностные знания, небольшой опыт работы и не могут отличить процесс от результата. Устроиться в интернет-агентство таким специалистам не удается: в крупное интернет-агентство, готовое платить большие зарплаты, их не возьмут из-за низкой квалификации  (у них нет ни уникальных знаний, ни положительного опыта, за которые можно заплатить).  А у мелких интернет-агентств нет таких денег, какие запрашивают данные псевдо специалисты. Как результат, они находят работу в фирме, которая хочет использовать интернет для развития существующего бизнеса и для этого планирует создать (или уже имеет) один или два сайта.

Т.е. работники, не подошедшие по квалификации интернет-агентствам, вполне успешно устраиваются в компании их заказчиков. Там, как правило, по итогам собеседований не могут отличить дилетанта от профессионала, но за 2-3 месяца, оценив практические результаты их работы, понимают, что ценность такого сотрудника нулевая. Поэтому обязательное условие таких специалистов при собеседовании - высокая зарплата на испытательный срок. Через несколько месяцев они размещают в сети новое объявление о трудоустройстве, снабдив его новыми строчками «ценного» практического опыта, полученного на новом месте работы. При этом, из-за огромного спроса на рынке труда на специалистов в области интернет-маркетинга, они почти не простаивают и легко находят новую работу.  

Мы попытались систематизировать всех интернет-специалистов на московском  рынке труда, обобщив наш опыт сотен собеседований. Вот что у нас получилось.

Сейчас на рынке труда, есть четыре вида потенциальных специалистов по Интернет-технологиям:

1. Сотрудники, поработавшие в фирме, специализирующейся на создании сайтов и их продвижении, которые хотят большей зарплаты и спокойной работы, без амбиций. Как правило, они знают всего понемножку. Таких соискателей на рынке труда в Москве около 20%

2. Фрилансеры, бывшие сотрудники Интернет компаний, которые работали дома над частными заказами или пытались создать свой собственный бизнес, но у них ничего не получилось. Им надоела неопределенность, захотелось гарантированной зарплаты и спокойствия. Они и дальше будут продолжать работать над проектами «на стороне» даже после устройства на постоянную работу в офисе, естественно за счет рабочего времени на новой работе. Таких специалистов  не менее 15% от общего числа соискателей.

3. Сотрудники, которые работали на поддержке сайтов в коммерческих организациях. Обычно у них большой послужной список мест работ (от трёх до семи) по 3-12 месяцев на каждом месте. Они могли до этого пройти путь первой и второй группы. На собеседованиях они говорят, что часто меняют место работы, потому что добились максимального результата, нет возможности для роста или ссылаются на неадекватное руководство. На вопрос, каких результатов они добились, начинают описывать, что они делали. Т.е. путают результат и процесс. При этом даже по наводящим вопросам не могут  хоть как-то сформулировать, что явилось результатом всех этих действий. Они  просто никогда не задумывались об этом. Таких соискателей большинство - около 60% предложений на московском рынке труда.

4. Сотрудники из трёх предыдущих групп, которых действительно интересует профессиональный рост, интересует работа в успешной интернет-компании, работа вместе с квалифицированными специалистами, у которых есть, чему научится. Их интересует участие в крупных и сложных проектах, интересует участие в получении реальных результатов от этих проектов. К сожалению таких специалистов на рынке труда не более 5%.

Мы очень рассчитываем, что Вашей компании удастся найти специалиста 4-го типа, хотя наш опыт показывает, что вероятность этого крайне мала. Если же Ваша компания испытывает проблемы, похожие на те, что мы описали, то читайте нашу следующую статью «Кому доверить свои Интернет-проекты или как правильно выбирать специалистов?», которая появится на нашем сайте до конца октября.

Алексей Соболев,

коммерческий директор
Интернет-агентства Артус

Этот материал впервые опубликован на сайте Интернет-агентства Артус.

При полном или частичном цитировании материалов ссылка на www.artus.ru обязательна. Для интернет-сайтов обязательна гиперссылка Интернет-агентство Artus, создание сайтов

Интересные посты на ту же тему:

Главный критерий при выборе разработчика Интернет-сайта

Прежде чем оставить комментарий, прочтите правила.

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога через RSS. Удобнее всего следить за новыми записями на блоге через Google Reader. Рекомендуем.

Комментарии

Комментарии: 4 на “Кто есть кто на рынке труда отрасли Интернет технологий: взгляд изнутри”

  1. Ольга Русакович 9 июля, 2009 12:19

    Как новичок в Вашем блоге приношу извинения за комментарий с задержкой почти на 2 года с момента публикации статьи. Однако на момент ее публикации (конец 2007) единственным комментарием с моей стороны (я напрямую участвую в отборе и воспитании персонала) могло бы стать только полное согласие.

    Действительно ситуация с кадрами в 2007 была плачевная. К середине 2008 она еще ухудшилась. Непосредственно перед началом кризиса нам не удавалось пригласить на собеседование и 2-х человек в неделю. Никто просто не искал работу, а те, кто искали, никуда не годились и отсеивались до назначения собеседования.

    Но эта ситуация не уникальна для специалистов в нашей сфере (разработчиков и менеджеров именно профильной квалификации), она точно такая же для всех. Об этом я сужу по двум показателям:

    1. Так исторически сложилось, что мы всегда были готовы брать в отдел продаж людей без опыта работы в сфере сайтостроительства и даже вообще без опыта работы и обучать их долго и нудно (в отличие от разработчиков, которых предпочитаем брать уже готовыми). И для этого требовались просто способные и перспективные люди, а не закоренелые «продавцы сайтов». Но даже таких людей найти крайне сложно.

    2. Хорошее представление о рынке труда дает тесное общение с заказчиками. Квалификация и способности многих специалистов, с которыми приходится общаться, явно говорит о том, что в компаниях любой сферы бизнеса ситуация с кадрами ничуть не лучше.

    Все по-разному видят причины кризиса, а для меня они в частности и в этом – повсюду было трудоустроено гораздо больше людей, чем нужно. На рабочие места в рекламных, маркетинговых, IT-отделах из-за недостатка профессионалов зачастую брали просто кого попало. Причем, если человек не справлялся со своими обязанностями, его не меняли на другого, а нанимали ему еще более некачественного помощника 🙂

    Меня как человека, которому несколько лет преподавали макро экономическую теорию, в начале лета 2008 стали мучить предчувствия, что добром это не закончится. При таком чудовищном перекосе должна была рвануть какая-то бомба. И она рванула – к осени 2008, когда начались массовые увольнения, наши почтовые ящики стали пухнуть от резюме. И первая мысль была – счастье есть! В отличие от многих компаний у нас не просто не было избытка людей, нам их не хватало. И мы действительно поверили, что из числа уволенных мы наконец-то сможем легко подобрать необходимых нам людей, причем готовых специалистов.
    Ничего подобного. В результате увольнений компании буквально сплюнули всю накопившуюся за годы шелуху, а не квалифицированные кадры. Я никогда не видела такого потока людей, которые не только ничего не умели делать, но даже не могли внятно описать, чем они занимались на прошлом рабочем месте.

    Хотя общие позитивные сдвиги после начала кризиса безусловно есть — выискивать золотые крупицы среди шелухи хоть и тяжело, но все же проще, чем в аналогичный период прошлого года.

  2. Алексей Соболев 9 июля, 2009 13:56

    Добрый день, Ольга! Благодарю Вас за интерес к блогу и подробный профессиональный комментарий.

    В целом кризис — не следствие низкого качества работников на рынке. У кризиса значительно более глобальные причины. Но то, что кризис положительно повлиял на рынок труда для работодателей, бесспорно. Людей искать стало легче и чаще приходят качественные соискатели.

    На самом деле я больше вижу положительных моментов для нашего рынка от кризиса, чем отрицательных. На рынке растет профессионализм компаний, в том числе за счет роста среднего уровня профессионализма работников.

    При этом нашему рынку все равно еще далеко до того уровня, когда его можно будет назвать полностью состоявшимся.

    Ольга, будем рады чаще Вас видеть на нашем блоге!

  3. Ольга Русакович 10 июля, 2009 18:11

    Разумеется, у кризиса глобальные причины. Состояние рынка труда — одно из ярких проявлений тех перекосов, который сложились прямо перед кризисом. Во всяком случае, мне именно эту проблему приходилось наблюдать во всей красе в значительно большей мере, чем какие-то далекие проблемы на международных биржах.

    Что касается положительных моментов кризиса, то здесь не могу с Вами до конца согласиться. Когда он совсем закончится и действительно можно будет подвести итоги, тогда возможно я тоже скажу, что положительных моментов много.
    То есть, Вы правы в том, что рынок труда живее, лучше и бережнее стало отношение к клиенту, качество тоже действительно растет. Но нервный стресс декабря и февраля (это были самые плохие месяцы в нашей компании) когда я реально боялась, что меня будут бить за задержку зарплаты собственные сотрудники, еще настолько свеж в памяти, что пока эти частные отрицательные аспекты затмевают общие положительные итоги по рынку 🙂
    И хотя ситуация с марта значительно наладилась, и мы снова вышли на докризисные обороты, однозначного ощущения, что все будет хорошо, пока еще нет.

  4. Алексей Соболев 13 июля, 2009 12:23

    Основной плюс кризиса — он сделает рынок более зрелым и профессиональным. И после кризиса у нашего рынка будет шанс увеличить свою долю в бюджетах крупных компаний с нескольких процентов на интернет-маркетинг до нескольких десятков процентов.

Подпишитесь на новые комментарии, через RSS.

правила комментирования

  1. Запрещены оскорбительные и необоснованные высказывания в адрес собеседников.
  2. Запрещено умышленно подписываться чужим именем (человека, который присутствует в блоге).
  3. Запрещено использовать ники, созданные из ключевых слов для SEO, в сочетании с URL сайтов аналогичного написания.
  4. По умолчанию запрещены ссылки в теле комментариев. Комментарий может быть отредактирован на первый раз (ссылка удалена), на второй раз комментарий удаляется целиком.
  5. Запрещены искусственные “комментарии”, созданные подряд в разных статьях с интервалом менее 2 минут.
  6. За любое нарушение пп. 1-5 комментарии удаляются без объяснения причин, пользователю делается предупреждение.
  7. Комментарии, не относящиеся к теме статьи (оффтоп), могут быть удалены.
  8. За систематическое нарушение правил (3 и более раз) пользователь банится.

Оставьте свой ответ




IT специалисты PR SEO web-дизайн Интернет-маркетинг Техническая поддержка сайтов ЦА банки баннерная реклама бюджет интернет-проекта веб-дизайн дизайн сайтов заказ сайта заказчик затраты на привлечение клиента интернет-маркетолог интернет-проект интернет-специалисты ключевые показатели эффективности конверсия посетителей сайта контекстная реклама контент корпоративный сайт маркетинговая поддержка нужен сайт подбор персонала поисковая оптимизация продажи продвижение сайта разработка сайтов сайты банков сайты на заказ сколько стоит сайт социальные сети стоимость создания сайта тендер финансовый кризис целевая аудитория цели и задачи сайта цены на сайты экономический кризис электронные госуслуги электронный документооборот эффективность рекламной компании эффективность сайта
 
  © Блог про интернет-маркетинг, развитие бизнеса в Интернете и внедрение Интернета в бизнес, 2007-2008. Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100